Гражданство Украины

Гражданство как правовой институт — это совокупность конституцийих норм, которые регулируют однородное общественное отношение по преобретению, прекращению гражданства, процедур по вопросам гражданства. Гражданство в Украине регламентируется такими актами, как Конституция Украины, Закон «О гражданстве Украины» от 18 января 2001г. в редакции Закона от 16 июня 2005г., а также «Порядком осуществления за заявлениями и представлениями по вопросам гражданства Украины и выполнения принятых решений», утвержденным Указом Президента Украины от 27 марта 2001г. в редакции Указа от 27 июня 2006г. В статье 4 Закона «О гражданстве Украины» установлено, что вопрос гражданства регламентируются и международными договорами, и если настоящими договорами установлены другие правила, чем те, что содержатся в Законе «О гражданстве Украины», то применяются правила международного договора.

 

Правовой статус политических партий и общественных организаций в Украине

Регулирование правового статуса политических партий, общественных объединений имеет два уровня — конституционный и текущий. К первому принадлежит Конституция Украины, ко второму — Законы Украины «О политических партиях в Украине», «О выборах народных депутатов Украины», «О выборах Президента Украины», «О выборах депутатов Верховной рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских поселочных, городских глав» и т.п..

 

Конституционно-правовой статус религиозных организаций в Украине

Функционирование религиозных организаций в обществе имеет объективно необходимый характер. Они представляют особую форму удовлетворения религиозных нужд. Именно такие нужды определяют суть и назначение религиозных организаций, направления, способы и методы их деятельности, которые регламентируются законодательством.

В Украине правовой статус религиозных организаций регламентируется Конституцией Украины и Законом Украины «О свободе совести и религиозные организации», с принятием которого 23 апреля 1991 г. Украина радикально изменила свое отношение к проблемам свободы совести и вероисповеданию, закрепила правовой статус религиозных организаций, предусмотревши гарантии этой свободы. В статье 35 Конституции Украины закреплено, что каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедание. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и обряды, вести религиозную деятельность.

Осуществление этого права может быть ограниченно законом лишь в интересах охраны общественного порядка, здоровья и моральности населения или защиты прав и свобод других людей.

 

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Личные (гражданские) права и свободы составляют основу правового статуса лица, призванные обеспечить свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от любого незаконного внешнего вмешательства. К ним принадлежат права: на жизнь; на уважение к достоинству; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилья; на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции; на невмешательство в личную и семейную жизнь; свободу передвижения, свободный выбор места обитания; на свободу мысли и слова; на свободу мировоззрения и вероисповедания (статьи 27-35 Конституции Украины).

 

Референдум в Украине

Народовластие является основополагающим принципом конституционного строя Украины. Согласно ст. 5 Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Непосредственное народовластие (в ст. 69 Конституции Украины употребляется термин «непосредственная демократия») включает участие граждан в реализации различных форм власти, их непосредственную властную деятельность, направленную на решение соответствующих государственных или общественных вопросов, принятие решений и их воплощения в жизнь.

 

Правовой статус народного депутата Украины

Особенностью правового статуса народного депутата является то, что он одновременно является членом общенационального представительского органа, — Верховной Раде Украины, следовательно, принимает участие в осуществлении закрепленных за парламентом полномочий, а также наделен самостоятельной компетенцией для реализации заданий представителя Украинского народа в Верховной Раде. На содержание его правового статуса существенно влияет характер мандата, которым наделяется депутат.

 

Теги

  адвокат адвокат Киев бизнес АДВОКАТ админ адвокат адвокат защита прав в судах адвокатское хранение документов  Адвокат и закон СЕМЕЙНЫЙ АДВОКАТ юридические услуги УСЛУГИ АДВОКАТА В КИЕВЕ СДЕЛКА С АДВОКАТОМ адвокат Адвокат-круглосуточная помощь

 

Конституционно-правовые нормы Украины

 

Конституционно-правовая норма — это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует общественные отношения, и представляет предмет конституционного права.

Конституционно-правовым нормам присущие общие признаки юридических предписаний, то есть они регулируют общественное отношения, устанавливают обязательные правила поведения, содержатся в действующих правовых актах государства; защищаются и обеспечиваются в случае необходимости принудительной силой государства.

От норм других сфер права конституционно-правовые нормы отличаются: а) своим содержанием, сферой общественных отношений, на регулирование которых направлены; б) источниками, в которых они содержатся, поскольку самые важные нормы закреплены в Конституции Украины и имеют наивысшую юридическую силу; в) учредительным характером своих предписаний, поскольку конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятие и опубликование, компетенцию государственных органов; г) особенностями внутренней структуры.

В отличие от других сфер права, нормы конституционного права включают значительно больше норм общерегулирующего характера. К таким прежде всего принадлежат нормы-принципы, нормы-понятия, нормы-задачи, которых много в первом разделе Конституции Украины. Многие конституционно-правовые нормы при своей реализации связанны не с возникновением конкретных правоотношений, а с отношениями общего характера или же с правовыми по состоянию (гражданство, статус Автономной Республики Крым).

Конституционно-правовые нормы, как правило, не являются классическими, то есть они не всегда содержат в своем составе все три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Есть нормы, которые имеют только диспозицию: «Президент Украины является главой государства и выступает от его имени» (ст. 102 Конституции Украины). Есть такие, что состоят из гипотезы и диспозиции: «Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме раздела «Общие принципы», раздела III «Выборы. Референдум» и раздела XIII « Внесение изменений в Конституцию Украины», предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее чем две трети от конституционного состава Верховной Рады Украины» (ст. 155 Конституции Украины). В некоторых случаях конституционно-правовые нормы содержат и санкцию.

Конституционно-правовые нормы довольно разнородные и имеют свои специфические черты. Их можно классифицировать за такими признаками (критериями): по смыслу, юридической силой, территории действия, характером воплощения предписаний, назначением в механизме правового регулирования, функциональной направленностью, сроком действия.

По смыслу, то есть кругом общественного отношения, которым они регулируются, одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых устанавливаются принципы конституционного порядка, вторые — с упрочнением основ правового статуса человека и гражданина, третьи — с территориальным устройством, четвертые — с системой органов государственной власти и местного самоуправления в Украине, пятые — с упрочением избирательной системы, референдума и т.п.

Конституционно-правовые нормы Украины существенно отличаются одна от другой за юридической силой. Это зависит от того, в каком нормативном акте содержится норма и какое место занимает акт в правовой системе Украины. Самые важные нормы содержатся в Конституции Украины и конституционных законах. Ниодна правовая норма не должна противоречить нормам Конституции Украины. На основе Конституции, законов Украины в государстве выдаются другие правовые акты: постановления Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, акты органов местной исполнительной власти, местного самоуправление.

По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права делятся на материальные (« Верховная Рада Украины работает сессионно» — ст.82 Конституции Украины) и процессуальные («Избирательные бюллетени заполняются избирателем лично в кабине для тайного голосование. Во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие в кабине для тайного голосования других лиц» — ч. 5 ст. 83 Закона Украины « О выборах народных депутатов Украины»). В отличие от криминального, гражданского, административного права, конституционное право не имеет специальной процессуальной сфере, нормы которой устанавливали бы общий, одинаковый порядок реализации материальных конституционно-правовых норм. Но реализация многих из них связанная с необходимостью соблюдения широкой системы процедурных правил, которые содержатся в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах. Особенно это касается реализации гражданами Украины политических прав (право избирать и принимать участие в выборах, референдумах), процедуры деятельности Верховной Рады Украины. Материальные конституционно-правовые нормы содержат предписания относительно правового регулирования общественных отношений, а процедурные нормы определяют процедуры, в пределах которых она должна быть осуществлена.

На протяжении последних лет увеличивается количество процессуально-процедурных конституционно-правовых норм, например в законах о выборы. Для обеспечения качества законотворческой работы большое значение имеет Регламент Верховной Рады Украины. Однако процессуальные нормы таких актов на сегодня еще не полностью обеспечивают применение материальных норм.

За сроком действия конституционно-правовые нормы делятся на постоянные и временные. Большинство норм конституционного права Украины являются постоянными. Срок их действия неопределенное. Временные нормы, например, содержатся в пунктах 2–10 и 12–14 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины.

За территорией действия различают конституционно-правовые нормы, которые действуют на территории: всей Украины; Автономной Республики Крым; отдельных административно-территориальных единиц.

За характером предписаний, которые содержатся в конституционно-правовых нормах, нормы делятся на уполномочивающие, обязывающие и запрещающие.

Уполномочивающие нормы закрепляют право субъектов государственно-правовых отношений выполнять определенные действия, определяют границы их полномочий. Такой характер имеют нормы, которые устанавливают компетенцию Украины, Автономной Республики Крым, всех государственных органов. К категории уполномочивающих норм принадлежат также нормы-принципы нормы-цели, нормы-задания и т.п.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности соответствующих субъектов действовать определенным образом. К этой группе принадлежат прежде всего нормы, которые закрепляют конституционные обязанности граждан: защищать Отчизну, неуклонно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не наносить ущерб природе, культурному наследству, платить налоги, уважать государственные символы (статьи 65, 66, 67 Конституции Украины). К этой группе относят также нормы, которые устанавливают обязанности органов государственной власти: «Если во время повторного рассмотрения закон будет снова принятый Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент Украины обязанный его подписать и официально сделать достоянием гласности на протяжении десяти дней» (ч. 4 ст. 94 Конституции Украины).

Запрещающие нормы устанавливают недопустимость соответствующих субъектов возбуждать правовые предписания. Например: «Судья не может быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом» (ч. 3 ст. 126 Конституции Украины).

За характером воплощенных предписаний нормы конституционного права делятся на императивные и диспозитивные.

К императивным принадлежат нормы, которые не предоставляют субъектам государственно-правовых отношений свободы выбора своего поведения. В них однозначно указываются вариант поведения, действия субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы дают возможность субъектам государственно-правовых отношений выбирать вариант поведения с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

За функциональной направленностью нормы конституционного права Украины разделяют на регулятивные и охранительные.

Большинство из них являются регулятивными. Охранительные конституционно-правовые нормы представляют собой запрет. Так, например, согласно ч. 6 ст. 17 Конституции Украины, «на территории Украины запрещается создания и функционирование любых вооруженных формирований, не предусмотренных законом».

Учредительные нормы формируют фундамент правового регулирования общественного отношения и правового статуса человека в Украине, закрепляют основы конституционного порядка, права, свободы и обязанности граждан, основоположные идеи и ценности правовой системы общества. Они содержатся в Конституции и законах Украины.

Обеспечительные нормы — это нормы, которые содержат гарантии реализации субъектами конституционно-правовых отношений прав и обязанностей.

Декларативные нормы определяют задачи правовой регламентации отдельных видов общественного отношения.

Дефинитивные нормы — это определения конституционно-правовых явлений и категорий. Например: «Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти» (ч. 1 ст. 113 Конституции Украины).

Коллизионные нормы — это нормы, которые предназначены для устранения разногласий между конституционно-правовыми предписаниями.

Оперативные нормы определяют дату вступления в действие нормативно-правового акта, прекращение его действия.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством для регулирования и охраны государственно-правовых отношений, которые реализуются через права и обязанности субъектов правоотношения и обеспечиваются принудительной силой государства. Эти нормы имеют учредительный характер. Они устанавливают форму правовых актов ( законы, указы, постановления) государственных органов, порядок их принятия, компетенцию государственных структур в сфере правотворчества, порядок изменения и отмена нормативных актов. Для норм этой области специфическим есть механизм их применения.

Конституция содержит много обобщенных предписаний (нормы-цели, нормы-обязательства, программные нормы). Естественно, возникает вопрос о их нормативности. Наличие в Конституции общих положений, принципов, дефиниций не только не лишает ее нормативности, а, наоборот, свидетельствует о широком использовании в ней нормативности. Нормативность конституционных принципов обусловленная тем, что они аккумулируют, обобщают наиболее важные, социально значащие явления и вводят их к границе принятых в государстве нормативов. Так, в статье 1 Конституции Украины установлено, что Украина есть демократическим, правовым, социальным государством. На сегодня это, в сущности, программная норма.

Важным признаком, присущим исключительно конституционным нормам, есть их наивысшая юридическая сила. Они также, как правило, довольно стабильными, и это имеет существенное значение для стабильности конституционного порядка, обеспечение законности и правопорядка, стабильности правовой системы Украины.

Существенное значение для характеристики конституционных норм имеет положение о том, что нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия, которое гарантирует возможность обращения в суд для защиты прав и свобод человека и гражданина на основе норм Конституции Украины.

Таким образом, конституционные нормы имеют свою специфику, которая вытекает из особенностей общественного отношения, которые они регулируют.

 

Адвокатское объединение "ГРУППА АДВОКАТОВ УКРАИНЫ"

 

  на главную...

 

<Услуги адвоката в Киеве><Помощь адвоката в Киеве><Адвокат Київ><Юридические услуги Киев><Юридические услуги адвокат><Юридическое обслуживание в Киеве><Адвокат взыскание долгов в Киеве><Налоговые споры адвокат><Адвокат споры с финансовыми компаниями><Составление исковых заявлений адвокат><Договор с адвокатом в Киеве><Уголовный адвокат в Киеве><Защита адвоката в суде Киев><Семейный адвокат в Киеве><Адвокат взыскание алиментов><Адвокат опека и попечительство><Адвокат по наследственным делам><Адвокат по разводам в Киеве><Адвокат раздел имущества в Киеве><Адвокат по недвижимости в Киеве><Сделка с адвокатом в Киеве><Адвокатское сопровождение купли-продажи недвижимости><Адвокат сделки  с землей><Адвокат по ДТП в Киеве><Адвокат страхование в Киеве><Адвокат-коллектор антиколлектор><Бизнес адвокат в Киеве><Адвокат по хозяйственным спорам в Киеве><Адвокатское хранение документов в Киеве><Адвокат кредиты в Киеве><Адвокат по таможенным вопросам в Киеве><Адвокат исполнительное производство в Киеве><Адвокат обжалование судебных решений в Киеве><Правовая помощь адвоката в Киеве><Адвокат защита прав собственности в Киеве><Адвокат бракоразводный Киев>